Статья Ганьшина И.Ю.

Управление личностным самосовершенствованием мальчиков младшего и среднего школьного возрастов, занимающихся в футбольном клубе «Росинка»

Ганьшин Иван Юрьевич, учитель физкультуры НОУ СОШ «Росинка» Западного округа г. Москвы


В настоящее время физическая культура призвана решать такие задачи, как воспитание ценностных ориентаций, физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между юношами и девушками, между учеником и педагогом.

Заботой учителя физической культуры является воплощение в жизнь таких целевых установок, как формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования.

В широком смысле самосовершенствование – это самовоспитание или сознательное и целенаправленное действие человека по отношению к самому себе, с целью развития определённого сознания нравственности и нравственных качеств, в соответствии с представлениями о нравственном идеале. Другим словами, это сознательное развитие личностных умений и качеств человека.

Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Именно поэтому со школьной скамьи следует заложить у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.

Компетентность личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной  саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетентности выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетентности относятся соблюдение правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой является крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и умения в области физической культуры.

Цель организаторов детского футбольного клуба «Росинка» – сформировать у мальчиков младшего и среднего школьного возраста мотивацию к самосовершенствованию посредством занятий в секции футбола.

В этом мы видим глубокий смысл: ученик, оставаясь объектом, вместе с тем, выступает в роли субъекта личностного самосовершенствования.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:

— укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

— привлечение детей и подростков к систематическим занятиям футболом;

— развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

— приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

— воспитание потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

— содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности;

— подготовка квалифицированных футболистов для дальнейшего их продвижения в этом виде спорта.

Систематическое участие в учебно-тренировочном процессе, общение в коллективе, участие в соревнованиях по футболу и стремление к победе – вот лишь некоторые средства формирования компетентности личностного самосовершенствования.

Введение понятий «компетенция», «компетентность» в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решить следующую проблемную ситуацию: ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в использовании этих знаний для решения конкретных задач.

Хочу привести один из примеров применения полученных знаний и умений в игровых ситуациях нашими воспитанниками. В учебно-тренировочном процессе большое внимание я уделяю розыгрышу стандартных положений, в том числе розыгрыш углового удара.

Главной задачей тренера является создание у юного спортсмена целостного представления об алгоритме формирования осваиваемого двигательного умения, интегрирующего в себе комплекс качеств и умений, среди которых концентрация внимания, чувство партнёра, собранность, равновесие тела, перемещения, противоборство, периферическое зрение, интуиция.

Таким образом, разложив технико-тактические элементы на алгоритмы, тренер формирует у обучаемых убеждённость в том, что игрок способен выполнить эти двигательные умения. Например, в течение длительного времени мы отрабатывали один и тот же стандарт розыгрыша углового удара, раскладывая все по деталям и учитывая различные игровые ситуации, в том числе реакцию соперника на наши перемещения и индивидуальные действия игроков. В процессе участия в одном из футбольных турниров мы применили данный розыгрыш углового удара. Следует признать, что получилось не совсем то, что планировалось, так как учащиеся не смогли применить специальные знания и умения в игровой ситуации.

Проанализировав с учащимися игровую ситуацию и сделав выводы, я смог убедить ребят в целесообразности продолжения работы по согласованию индивидуальных приёмов нападения в групповых взаимодействиях до полного исправления ошибок, которые возникли ранее в игровой ситуации. На сегодняшний момент команда забила с десяток голов при данном розыгрыше углового удара. Некоторые игроки из нашей команды смогли даже применить присвоенные знания и сформированные умения в детской футбольной школе «Арсенал» (Англия), чему очень восхищались, рассказывая мне об этом.

Таким образом, компетентностный подход в решении задач овладения технико-тактическими действиями в спортивной игре позволяет стабилизировать качественное усвоение двигательных умений.

Детский любительский футбольный клуб (далее – ДФК) «Росинка», основанный в 2011 году как структурное подразделение негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Росинка», является общественной организацией, способствующей популяризации и развитию детского футбола, как среди учащихся школы, так и мальчишек из других образовательных организаций Западного округа г. Москвы.

Коллективы ДФК «Росинка» выступают в Открытых турнирах среди детских любительских команд, а также в первенстве Детской любительской футбольной лиге г. Москвы. На протяжении всего времени существования клуба юные футболисты повышают уровень своего мастерства, развивают свои физические кондиции. В клубе работают профессиональные тренеры с высшим спортивным образованием и опытом подготовки игроков для команд мастеров.

ДФК «Росинка» располагает стандартным спортивным залом в Одинцовском районе в поселке Заречье. В настоящее время в школе занимается около 30 воспитанников 1999-2004 годов рождения. Набор в команды осуществляется круглогодично. Футболисты обеспечиваются экипировкой и инвентарем, проходят обязательное медицинское обследование. В клубе культивируются передовые методики подготовки игроков, регулярно проводятся тестирования физического состояния футболистов.

Команды школы регулярно принимают участие в различных турнирах в Москве и других городах России, а также за рубежом. Воспитанники ежегодно играют в любительских соревнованиях турнира Любительской детской футбольной лиги. В летний период для воспитанников клуба организуются учебно-тренировочные сборы в спортивных лагерях. В активе клуба – десятки призов и медалей, завоеванных в разные годы командами всех возрастов. Ниже представлена таблица достижений юных футболистов ДФК «Росинка» в динамике за три учебных года.

Достижения воспитанников ДФК «Росинка»

Статус турнира2009-20102010-20112011-20122012-2013
Название турнира / результат
ГородскойЧемпионат по мини-футболу

«Школьная Лига» АМФР / 1 место

1.Чемпионат Любительской детской футбольной лиги / 1 место

2. Кубок Рублёвки / 1 место

1.Чемпионат Любительской детской футбольной лиги / 1 место

2. Кубок Любительской детской футбольной лиги / 1 место

РегиональныйОткрытый турнир по мини-футболу среди городов Золотого кольца России «Кубок Надежд» / 1 место
ВсероссийскийКубок Любительской детской футбольной лиги / 1 место
МеждународныйФутбольный фестиваль «Solar Antalya» ЛДФЛ «Футбол без границ» (Турция) / 1 место
Интернациональный Кубок «Новое поколение»/ 1 место.

 

Мы движемся по пути планомерного совершенствования качества образования и уверены, что существующая клубная история – только начало. Лучшие спортивные годы ДФК «Росинка» – впереди!

Любая образовательная организация провозглашает своей целью воспитание, обучение и развитие человека в соответствии с Программой развития и образовательной программой. Футбольный клуб «Росинка» не исключение. Мы хотим, чтобы ребята, занимающиеся у нас, стали лучше – и отнюдь не только с точки зрения спортивных результатов. Наша задача – воспитание гармонично развитой личности, способной проявить себя как на футбольном поле, так и на иных, связанных со спортом поприщах: педагогике, психологии, медицине, физиологии, менеджменте.

Наш клуб – это огромная и насыщенная сфера интересов, эмоций, новых начинаний, человеческих историй и возможностей для самореализации. Это наш командный дух, и коллективный разум, и творческий потенциал, и профессионализм специалистов, и , конечно, успехи на футбольных полях. Мы – не просто футбольный клуб, представляющий прекрасную школу «Росинка». Мы – клуб, генерирующий множество полезных идей, которые воплощаются в жизнь нашими же силами.

Люди, объединенные под флагом клуба ДФК «Росинка»,– разные, но всех их роднит одно: стремление принести максимум пользы детям, постигающим здесь премудрости футбола.